|
Замечание |
|
Этот
сайт создан для продвижения услуг толтекского психологического
консультирования в городе Новосибирске. |
|
|
Карлос Кастанеда - взгляд ТолтековПокойный
Карлос Кастанеда был довольно противоречивой фигурой, вдохновившей
своими книгами многих людей во всем мире и одновременно навлекшей на
себя суровую критику, в том числе и обвинения в шарлатанстве. А опыт,
который он описал, был назван вымыслом чистой воды.
В серии из
десяти книг д-р Кастанеда, профессор антропологии Калифорнийского
Университета Лос-Анджелеса (UCLA), детально описал опыт, который, как
он сам утверждает, получил в течение 12-летнего обучения у великого
учителя, которого он называл Доном Хуаном Матусом.
Сами книги представляют собой интересное смешение антропологических комментариев, духовных учений и автобиографических эпизодов.
Некоторые
антропологи рассматривали его книги с профессиональной точки зрения, и
сделали свои выводы. Однако этот аспект на самом деле интересен лишь
для весьма узкой аудитории.
Основное внимание широкой аудитории
было приковано преимущественно к анекдотической автобиографической
стороне книг. Неудивительно, что именно этот аспект, с его акцентом на
мистику, на принятие галлюциногенов, на экстравагантные путешествия в
пустыне и на невероятные посещения сверхъестественных пугающих миров,
привлек так много внимания. Так много, как будто он отражал
преобладающий настрой 60-х и 70-х годов - настрой фантазий и побега от
действительности.
Значительное число людей и преобладающая часть
критиков не пошли дальше фантазий и побега от действительности Карлоса
Кастанеды. Для этих людей то, что он описал, настолько далеко от
каждодневной жизни, что даже если книги и казались им вдохновляющими и
наполненными красотой, и, наверное, намекающими на смысл и глубину,
которые они ощущали, все же они не смогли принять эти книги как
истинное и практичное духовное учение.
В то же время, как это ни
странно, но передача древнего, всеохватывающего духовного учения была
конечной и главной целью всех этих книг. Его учитель, Дон Хуан, был
могущественным и безупречным учителем древней традиции известной как
Традиция Толтеков или Путь Воина. Карлос Кастанеда был намеренно
допущен к обучению этой традиции Дон Хуаном и другими учителями, чтобы
благодаря своему интересу к антропологии он передал миру то, чему его
учили.
Он так и сделал, но закончил тем, что скрыл большую часть
истинных учений среди анекдотических переживаний и своих собственных
интерпретаций. Хотя именно они и привлекли внимание публики, но
автобиографические эпизоды - наименее важная часть книг. Их надо
рассматривать с особой осторожностью, так как они затуманивают и
искажают настоящее учение, и, кроме того, составляют впечатление, что
речь идет о магии.
Учитель Карлоса Кастанеды постоянно напоминал
своему ученику, что магия ведет в тупик, и что цель всех настоящих
воинов - следовать по Пути Свободы. Однако, несмотря на это
предупреждение, которое часто повторяется в его книгах, имя Карлоса
Кастанеды почти всегда ассоциируется с навеянным наркотиками
мистицизмом.
Хотя жаль, что у него сложилась такая репутация, но
нельзя сказать, что Карлос Кастанеда никак ее не поддерживал. Его
напускная таинственность, странное окружение, которое он себе выбрал, и
его уход в сторону от настоящего учения Дон Хуана, все это
способствовало созданию образа человека опасно уклонившегося от
безупречности своего учителя, и вместо этого блуждающего по тропам
Древних Видящих, занимавшихся магией в сомнительных целях.
Поэтому
его последняя книга ''Тенсегрити - Магические Пасы Шаманов Древней
Мексики'' получила критические отзывы, как ушедшая еще дальше от
оригинального учения, и породила сомнения в умах читателей. Журнал
''Magical Blend Magazine'' в своем обзоре этой книги обобщил
впечатление многих изречением: ''Радикальный переход Карлоса Кастанеды
от образа одинокого мага к роли руководителя семинаров и тренера по
гимнастике сильно подрывает мое доверие''.
В этом и состоит
камень преткновения. Так как если мы вспомним, что в роль Кастанеды
входило просто записать и передать то, чему его учили, и если также
вспомним, что его учитель Дон Хуан не представил себя миру в
доказательство своей аутентичности, то мы сможем получить некоторое
представление о том, почему дела вышли из-под контроля и так исказились.
Большинству
людей необходимо иметь перед глазами ясную и понятную основную идею,
чтобы оценить послание и составить свое отношение к ней. В отсутствие
главной идеи, главного объекта внимания, легковерная и невежественная
публика естественным образом воздвигает гонца, доставившего сообщение,
выше самого послания. Если прибавить к этому неустанный аппетит средств
массовой информации к жареным фактам, сильное чувство собственной
важности Карлоса и его неспособность обойти ловушку, расставленную его
чрезмерной рациональностью, то все становится ясным.
Однако,
несмотря на его последующие отклонения, несомненны огромные заслуги
д-ра Кастанеды, принесшему миру плоть учений, которые, хотя в большой
степени скрыты, или может быть именно потому, что они были скрыты,
поражают своим масштабом и чистотой.
Так что же в этих скрытых учениях?
Среди
мистических переживаний и интерпретаций скрыта древняя система взгляда
на мир и отношения к миру. Эта система передавалась устно, и не только
в Центральной Америке, но по всему миру в течение многих эпох.
Современные люди могли бы назвать эти учения универсальным духовным
учением, но сами Толтеки не используют термин ''духовное учение'', так
как для них он не имеет смысла, потому что нет разницы между жизнью и
духом. Поэтому они описывают свой путь как ''Путь Знания''.
Термин
''Толтек'' - древнее слово, означающее ''человек знания'', и поскольку
оно произошло намного раньше одноименной центральноамериканской
цивилизации, оно не происходит от этой династии и не имеет с ней прямой
связи.
С точки зрения Толтеков ''знание'' означает эмпирическое
знание - то есть нечто, что человек получил сам, посредством своего
собственного практического опыта. Этот практический опыт исходит от
нашей собственной жизни. Поэтому можно сказать, что учение Толтеков
построено так, чтобы позволить индивиду мастерски управляться с жизнью,
чтобы получить максимум радости и знания из каждой жизненной ситуации.
Все
это едва ли является предметом фантазии и побега от действительности,
но печально, что подобное недопонимание появилось в результате того,
что слишком много людей не нашли ничего лучшего, хотя и могли бы, как
сфокусироваться на анекдотичных переживаниях в ущерб настоящему учению.
Как можно рассматривать жизнь д-ра Кастанеды с точки зрения Толтеков?
Несмотря
на то, что ему постоянно указывали на его индульгирование, чувство
собственной важности и чрезмерную рациональность, именно эти качества и
гарантировали то, что д-р Кастанеда скрупулезно запишет и передаст
содержание того, чему его учили, что он и сделал в своих первых книгах.
В этой связи можно сказать, что Карлос Кастанеда преуспел в этом деле.
Однако
приходит время в жизни каждого воина, когда ему необходимо
преобразовать свои слабости. И даже если воину нужно выполнить некую
''общественную'' задачу, эта задача не освобождает его от обязанности
содействовать раскрытию своей ''индивидуальной'' судьбы посредством
применения учений на практике настолько безупречно, насколько это
возможно.
И все же, даже в этом отношении мы признаем тот
огромный дар, который Карлос Кастанеда нам принес, и это пример того,
что возможность иметь самого удивительного учителя на свете не есть
гарантия того, что ты станешь безупречным воином. Можно демонстрировать
невероятный потенциал, но, в конце концов, в зачет идет только то,
насколько безупречно и прилежно ты сражался на протяжении Пути. В наши
дни есть много того, что можно достигнуть преданностью и постоянством
даже без учителя. И потому сказано: ''Статус воина не является конечным
результатом прохождения некоторой тренировочной программы, это скорее
безмолвное признание себя самого, исходящее из знания, что человек стал
безупречным в следовании по Пути Воина. Быть воином не есть цель сама
по себе, это нескончаемый поиск знания и свободы уходящий в
бесконечность''.
Чарльз Мичли Ученый Теуна Мареза.
Назад
|
|